Калачинский муниципальный район

Основные направления государственной политики в области охраны труда

Докладчик: Хамова Марина Павловна, руководитель департамента по труду Министерства труда и социального развития Омской области

При сохраняющейся в Омской области тенденции снижения травматизма основными причинами травматизма остаются нарушение требований безопасности (47,5%), неудовлетворительная организация производства (5,7 %), нарушение трудовой и производственной дисциплины (2,9 %). Результаты расследования несчастных случаев показывают, что  действие либо бездействие человека, так называемый "человеческий фактор" становится причиной травматизма в 80 % несчастных случаев. 

Вектор охраны труда в последнее время все сильнее меняется в сторону профилактики, превентивных мер, предотвращения несчастных случаев, а не их расследования.  

Одним из шагов в этом направлении стало присоединение России в 2017 году к инициативе Международной ассоциации социального обеспечения – Концепции Vision Zero. 

Vision Zero, или концепция нулевого травматизма — это мировое движение, мировая кампания. Ее цель — повлиять на статистику смертности и травматизма на производстве, исключить формальный подход к охране труда. Фундамент концепции — семь «золотых правил», которые содержат базовые принципы охраны труда и безопасности на рабочем месте. 

1. Стать лидером – показать приверженность принципам
2. Выявлять угрозы – контролировать риски
3. Определять цели  разрабатывать программы
4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации
5. Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки
7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия

В декабре 2019 года Правительство Омской области присоединилось к концепции "нулевого травматизма" в качестве партнера. 

Российские работодатели присоединяются к концепции добровольно. Так они доказывают свою приверженность политике профилактики, снижения травматизма и профзаболеваний на производстве. 

В России работодатели в соответствии с законодательством обязаны разработать и внедрить систему управления охраной труда (ст. 212 ТК, далее — СУОТ). Концепцию нулевого травматизма можно использовать как инструмент, который поможет обеспечить функционирование СУОТ в организации.

Задачами ее внедрения в организациях являются:

1)    снижение количества несчастных случаев на производстве;
2)    внедрение культуры безопасного поведения работников;
3)    внедрение системы управления профессиональными рисками. 

Для того, чтобы внедрить концепцию "нулевого травматизма", недостаточно подать заявку и получить сертификат. 

Нужно создать конкретные планы действий, адаптированные под организацию.
К каждому правилу в руководстве Vision Zero есть тест-лист, который помогает определить, соответствуют ли порядки в вашей организации принципам концепции нулевого травматизма. С помощью тест-листов и определяют, какие проблемы нужно решать.

Общий смысл

Правила №1 — все руководители от высшего до линейного уровня должны показывать другим пример.  Они устанавливают правила и сами следуют им, демонстрируя ответственный подход к вопросам безопасного труда. Руководство немедленно реагирует на любые выявленные  нарушения требований охраны труда.

Правило №2 предполагает выявление и управление рисками. 

Применение этого правила направлено на выявление возможных опасностей, определение  их величины и тяжести потенциальных последствий.

Управление рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предупредительных мер, которые помогут предотвратить случаи производственного травматизма.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31 010−2011 описывает 31 метод оценки производственных рисков. Выделяют качественные, количественные и смешанные. В организациях чаще используют смешанные методы, которые позволяют применить числовую шкалу оценки последствий, вероятности их наступления и их сочетания.    

Правило №3. Определять цели — разрабатывать программы

Фактически, разрабатывая планы решения для той или иной проблемы в рамках каждого правила концепции, в итоге можно получить общие планы мероприятий, которые являются комплексными программами улучшения положения дел в области безопасности труда. Они затрагивают не только вопросы снижения производственного травматизма, но и совершенствование существующей в организации системы управления охраной труда.

Правило №4 в терминах действующего законодательства о труде определяет необходимость создания системы управления охраной труда.

Разрабатывая ее в своей организации, работодатель может использовать Типовое положение о системе управления охраной труда (приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Работодатели обязаны создавать СУОТ, но часто они копируют типовое положение и вводят его в качестве своего локального акта. Такое решение несёт в себе больше рисков, чем разработка собственной СУОТ, адаптированной под условия организации.

Она не требует больших усилий и окупает себя. Чтобы СУОТ действительно работала, менеджмент организации должен быть нацелен на соблюдение требований безопасности, а в саму программу после её разработки и внедрения следует постоянно актуализировать.

Правила №5 и №6 описывают необходимые условия безопасного труда: безопасные производственные помещения, оборудование, рабочие места систематическое повышение квалификации работников.  

Характер рабочих мест непрерывно меняется. Оборудование и профессиональные навыки также требуют регулярного обновления. Поэтому именно эти условия становятся обязательными для безопасного труда  работников. 

Цель Правила №7 – максимально использовать знания, способности и идеи работников в обеспечении безопасных условий и охраны труда.

Если с работником советуются в процессе оценки рисков или разработки инструкций, он активнее стремится соблюдать правила. Повысить мотивацию также помогают регулярные информационные дни, в ходе которых работники приобретают практический опыт и знания об охране труда. Участие сотрудников формирует у них личную позицию к охране труда и мотивирует на безопасную и вдумчивую работу.

Итак, если трансформировать эти правила в привычные для нас термины, то приоритетный принцип концепции – обеспечение жизни и здоровья работника в ходе трудового процесса.
Обеспечивается соблюдение указанного принципа:

созданием функционирующей системы управления охраной труда;

оценкой и управлением профессиональными рисками на производстве, проведением регулярных аудитов безопасности;

непрерывным обучением и информированием работников по вопросам охраны труда;
вовлечением работников и руководителей всех уровнем в обеспечение безопасных условий и охраны труда.  

Омской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда на территории региона, а также снижения уровня производственного травматизма у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, 27 июля 2020 года утверждена типовая программа "нулевого травматизма" Программа нацелена на координацию работы по всем направлениям охраны труда, в том числе на совершенствование нормативно-правовой базы, организацию работы службы охраны труда, подготовку работников по охране труда, а также обеспечение их средствами индивидуальной защиты, оценку и снижение уровней профессиональных рисков, повышение эффективности контроля, управление внутренней мотивацией работников.

Остановимся подробнее на оценке производственных рисков. Роструд уже  проверяет, как работодатель выстроил систему управления рисками. Если в организации произойдет несчастный случай, инспектор проверит систему управления охраной труда на предприятии по новому регламенту и запросит документы по оценке рисков. Кроме документов, Роструд оценивает качество процедуры: адекватность выбранного метода и эффективность корректирующих мероприятий, которые разработал работодатель.

Основание:

Статьей 212 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по созданию и функционированию системы управления охраной труда. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, включают процедуру управления профессиональными рисками. Приказ Минтруда РФ № 438н зарегистрирован Министерством юстиции РФ 13 октября 2016 года за № 44037 и является государственным нормативным требованием охраны труда, обязательным для исполнения юридическими и физическими лицами.

Цифровое значение рисков не самоцель. Важно не только посчитать, но и управлять рисками: идентифицировать, прорабатывать и снижать.

Нас ожидают изменения в Трудовой кодекс РФ. Предусматривается три важных нововведения:

1) запрет на работу в опасных условиях труда.
Вне закона будут только те работы, на которых можно исключить опасность. Чтобы возобновить работу предприятия, руководителю нужно будет: утвердить план по устранению причин опасного класса, провести внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска;

2) расследование микротравм.Это поможет выявить последовательность опасной практики и минимизировать риск. Процедуру расследования усложнять не планируют: ответственный будет только фиксировать в локальном акте, кто, где и какую микротравму получил; 

3) изменение подхода к выдаче СИЗ.Выдачу СИЗ планируют привязать к оценке рисков. Работодатель сможет обеспечивать работников средствами защиты в зависимости от должностных обязанностей конкретного работника и с учетом профессиональных рисков, которые на него действуют, а не по унифицированному списку для всей страны. 
Разработанный новый порядок обучения охране труда будет принят только после внесения изменений в ТК РФ, так как является подзаконным актом. За работодателем сохранят право формировать комиссию проверки знаний и обучать сотрудников охране труда внутри организации. В обучающих организациях необходимо будет обучать только самого работодателя (руководителя) и  комиссию работодателя по проверке знаний требований охраны труда и знаний мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим.

С 1 января 2020 года уже вступили в силу изменения в закон о спецоценке условий труда. 
На организацию, которая проводит спецоценку, возлагают обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки) с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера – без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным (часть 6 статьи 8 Закона № 426-ФЗ). 

Сдвигается начало действия результатов СОУТ и дата, с которой исчисляется срок проведения плановой спецоценки, – использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ. Ранее этот момент был привязан к дате утверждения отчета (часть 2 статьи 7, часть 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ). 

В состав отчета о проведении спецоценки с 1 января 2020 года включены замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона №426-ФЗ (при наличии) (пункт 10 части 1 статьи 15 Закона №426-ФЗ). Также отчет о спецоценки в обязательном порядке должен содержать идентификационный номер, присвоенный ФГИС СОУТ (часть 1.1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ).
Организация, проводившая спецоценку, теперь обязана уведомить работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов, о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной у него спецоценке. На это дают 3 рабочих дня с момента внесения в ФГИС СОУТ таких сведений (часть 3 статьи 18 Закона № 426-ФЗ). 

Хочу напомнить о бесплатных ресурсах в сети интернет, разработанных Минтрудом России и Рострудом:

- сайт: //akot.rosmintrud.ru/ – Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. Здесь можно посмотреть любую информацию по вопросам охраны труда. 

- портал "Онлайнинспекция.рф", где размещены электронные сервисы по вопросам трудового законодательства.

В их числе: 

"Дежурный инспектор", который дает персональную консультацию за 3 рабочих дня, сервис самопроверок "Электронный инспектор", предназначенный для заинтересованного в соблюдении законодательства  о труде бизнеса. Здесь размещены проверочные листы, используемые трудовыми инспекторами в ходе плановых проверок.

Обратите внимание на данный сервис. Не дожидайтесь инспектора, проведите внутренний аудит.

Презентация "Основные направления государственной политики в области охраны труда"

Буклет Vision zero

Решение Омской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений  от 27.07.2020 № 23-ОТК "Об утверждении типовой программы "нулевого травматизма"

Типовая программа "нулевого травматизма"